2-й репортаж из Хорватии — про адриатических дельфинов

Поделись на

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Институт Аква Марис поддерживает инициативы по улучшению экологии морей и океанов. Мы сотрудничаем с исследовательским центром Blue World, который находится на острове Лошинь и занимается изучением и охраной дельфинов, черепах, тюленей и китов, живущих в Адриатическом море. Читайте рассказ Евгении Тимоновой о полевых исследованиях дельфинов Адриатики.

«Дельфинов любят все, но я особенно. В детстве у меня была книга «Мир бутылконосого дельфина». Сложная, взрослая, скучная. Но – про дельфинов. Я плакала, кололась, но прочитала ее всю. Примерно каждый третий мой сон – про море, а примерно в каждом третьем сне про море я вижу дельфинов. Откуда об этом мог знать Аква Марис, неведомо. Но когда мечты сбываются оптом, частностям уже перестаешь удивляться. Примерно так я думала, когда мы плыли на нашей яхте в исследовательский центр Blue World, чтобы принять участие в полевых исследованиях именно вот бутылконосого дельфина.

Институт Blue World

Blue World находится на острове Лошинь и занимается изучением биологии крупных позвоночных Адриатики. Тюлень-монах, морская черепаха Caretta Caretta, кит финвал (в Адриатике есть киты!), но прежде всего – bottlenose dolphin, бутылконосый дельфин. Он же афалина, как нам, пожалуй, более привычно. В ожидании лодки сотрудники Blue World рассказывают интересное. Например, почему вода у хорватских берегов кажется намного чище, чем у берегов Италии. Оказывается, хорватскую акваторию защищает что-то вроде гигантского естественного фильтра. Работает это примерно так: главная пресная артерия Адриатики река По, протекая по промышленным регионам Италии, выносит в море загрязненную воду. Но благодаря форме материкового шельфа поток образует крутую петлю, из-за которой загрязненные фракции уходят в сторону Италии. А хорватскую Адриатику подпитывает чистая вода из горных рек и ручейков. То есть, вода в районе Хорватии не кажется чище, чем везде. Она на самом деле такая.

Институт Blue World находится на острове Лошинь в Хорватии

Поэтому у адриатического побережья Хорватии хорошая кормовая база: чистый планктон и чистая рыба. Это дельфины любят. А вот шум моторов – нет. Он мешает им охотиться и общаться, и дельфины вынуждены мигрировать подальше от водного трафика. Из-за антропогенного давления адриатическая популяция афалин сокращалась вплоть до 2003 года. А сейчас снова начала расти. То ли люди стали вести себя приличнее, то ли дельфины привыкли. А может, и то, и другое. Например, сотрудники Blue World следят за дельфинами с легкой надувной моторки, максимально снижая скорость при приближении, — и дельфины их уже совсем не боятся. Так изучают перемещения афалин и зависимость их маршрутов от естественных и искусственных факторов. Это помогает в разработке эффективных методов защиты и поддержки поголовья дельфинов — что, собственно, и является главной задачей Института Blue World.

Исследование бутылконосых дельфинов

Грузим в резиновую лодку съемочное оборудование, грузимся сами. Погода прекрасная, солнце, тишь, но, предупреждают нас, дельфинов не обещаем: они сейчас ушли далеко и найти их сложно. «Вам понадобится вся ваша удача», – напутствуют нас сотрудники. Удачу тоже грузим.

Полевое исследование дельфинов Адриатики

«Чтобы увидеть дельфина, нужен наметанный глаз», – говорит Питер, старший по экспедиции, щурясь в бинокль. У меня глаз не наметанный, и даже бинокля нет, так что черная мокрая спина мерещится за каждой кочкой. Впрочем, кочек мало, море спокойно. А я вот очень волнуюсь. Как-никак, предстоит встреча со своим архетипом. Или не предстоит. «Вон туда», – негромко командует Питер. Вглядываюсь, ничего не вижу, кроме точки на горизонте. Маленький траулер. Есть шанс, что дельфины за ним. Любовь дельфинов к рыболовным судам общеизвестна. Вернее, к мелкой рыбе, которую те сбрасывают в море. Да, шумно, но ради легкой добычи можно и потерпеть. Тем более, охотиться не надо – подбирай да ешь. А пообщаться можно и после обеда.

Подходим к траулеру поближе, снизив скорость, практически подползаем. Все напряженно вглядываются в поверхность. Питер, его помощник и еще один студент-ассистент щурят наметанные глаза. Но «Вот он!!!» на чистом русском ору именно я. Мне уже не кажется: недалеко от лодки в волнах действительно маячит крупный темно-серый корпус с треугольным плавником. Солнце играет на его гладких мокрых боках. Однажды в Красном море у меня возникла теория, что дельфины подплывают к пассажирским судам просто потому, что им нравится слушать, как мы вопим от радости. Если это так, то я постаралась, чтобы Апперу было приятно. Да, «Его зовут Аппер», – сказал Питер, изучив мокрую спину теперь уже в объектив-телевик.

Ученые знают всех дельфинов в акватории и даже дали им имена. Различают их по спинному плавнику. Он, как отпечатки пальцев, неповторим. Форма, цвет, повреждения. У дельфинов в Адриатике нет естественных врагов, но между собой они выясняют отношения так, что последствия этого образуют яркий индивидуальный рисунок. Вот эта карта разборок и есть главный идентификатор, читающийся в бинокль на расстоянии нескольких метров. Так что привет, Аппер. Студент записывает в журнал координаты места, где мы его встретили. Дельфин делает несколько кругов вокруг лодки, периодически уходя под воду на несколько минут, после чего аудиенция объявляется законченной.

Различают дельфинов по спинному плавнику

Питер нашел новый траулер, побольше. И около него мы встречаем Миду. Обычно Мида плавает в тройке, но сегодня она пасла траулер в одиночестве. Впрочем, наша удача и так постаралась. Мы зафиксировали координаты Миды, сфотографировали ее и поплыли обратно в исследовательский центр, счастливые до невозможности. Ну или это я была настолько счастливая, что остальные казались такими же.

А в центре ждал главный сюрприз. Мне подарили дельфина. Настоящего, дикого, местного. Институт Аква Марис выделил от моего имени пожертвование на поддержание адриатической популяции афалин – и Blue World скрепил это символическим сертификатом. Я теперь персональный спонсор одного из дельфинов. Дельфина зовут Дебби. 10 лет назад я еще зеленым копирайтером работала в одном маленьком рекламном агентстве, где выиграла свой первый большой тендер. Агентство называлось Дебби. Откуда об этом мог знать Аква Марис, неведомо. Но когда мечты сбываются оптом, частностям уже перестаешь удивляться.»

Смотрите обзорный репортаж Евгении о ее работе и путешествии по Хорватии.

4 комментария

  1. здорово! очень интересно!
    …дельфины-это и правда как сама стихия моря-прекрасные, сильные и безудержно красивые!…

    когда я слышу или думаю о дельфинах в моем сердце всякий раз появляется трепет, нежность и еще какая-то гремучая смесь самых разных эмоций, связанных с одной историей))): …как-то я плавала в море и дельфин вынырнул прямо рядом со мной… к своему стыду должна сказать-что жутко испугалась (представляете: я плаваю погруженная в свои мысли, и тут рядом, совершенно неожиданно, из глубины выныривает что-то большое холодное и скользкое…) — я закричала и дельфин сразу уплыл(((…я потом еще около получаса плавала кругами и жутко расстроенная подвывала: «дельфинчик, вернись дельфинчик…»…но как видно такие вещи происходят только однажды… больше со мной такого никогда не было… хотя каждый раз оказываясь в море я в глубине души надеюсь что дельфин вынырнет рядом и в этот раз я не испугаюсь…

    очень интересные исследования института!.. и если еще раз увидите своего дельфина-передавайте ему привет из наших намного более северных широт;)))

  2. Директор Института Blue World Питер Макелворт рассказал нам, что дикие дельфины очень редко идут на контакт с человеком. Поплавать с дельфином можно в дельфинарии. А в дикой природе это большая редкость. Так что Вам, Ольга, очень повезло.

  3. Молодец, Женя! Так держать! Очень интересно все описываешь. Я тоже была претенденткой. Но теперь рада, что Консультантом стала именно ты. Ведь все не случайно, учитывая совпадения с книгой и Дебби. Ни у кого здесь просто не было шансов! :) )

  4. Я тоже считаю, что Евгения — лучший консультант.
    После видео с последнего этапа конкурса я понял, что я бы так не смог, хорошо что я выбыл раньше.
    Ну а столько мечтаний связанных с морем у меня и подавно нету. Что уже говорить о снах и совпадениях.
    Удачи!